Предпосылки и необходимость преобразования коммунальных организаций образования из государственных учреждений в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения.

В настоящее время на территории Восточно-Казахстанской области функционируют колледжи с организационно-правовой формой в виде коммунального государственного учреждения с подведомственностью Управлению образования Восточно-Казахстанской области.

В целях повышения конкуренции в системе образования, улучшения эффективности освоения ресурсов отрасли, отзывчивость отрасли на потребность населения в образовательных услугах, а также в первую очередь в целях функционирования колледжа на условиях финансируемости за счет собственных средств от собственной деятельности, Управление образования Восточно-Казахстанской области считает необходимым создание колледжей в организационно-правовой форме коммунальных государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, которые в свою очередь будут созданы на базе действующих колледжей, осуществляющих свою деятельность в настоящее время в форме коммунального государственного учреждения.

Основания и необходимость создания коммунальных государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их из коммунальных государственных учреждений определена следующими факторами.

1. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РК государственное учреждение является некоммерческой организацией - т.е. не имеющей в качестве цели извлечение дохода и не распределяющей полученный чистый доход между участниками (ст.34 ГК РК), которая создается государством, в соответствии с законодательством и содержащаяся полностью только за счет государственного бюджета согласно Индивидуальному плану финансирования государственного учреждения, разработка, формирование и утверждение которого осуществляется в соответствии с Правилами исполнения республиканского и местного бюджетов, регистрация финансовых операций и событий осуществляется государственным учреждением в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях.

2. В отличие от государственного учреждения государственные предприятия не финансируются государственным бюджетом, а получают деньги в результате исполнения обязательств в рамках договора государственного заказа, или от реализации услуг собственного производства третьим лицам т.е. оказания платных образовательных услуг.

3. Законодательством РК работники государственных учреждений отнесены к категории гражданских служащих, система оплаты труда которых определяется Правительством РК, при этом система оплаты труда гражданских служащих ограничена жесткими рамками должностных окладов и строго установленных доплат, в результате чего руководитель организации не имеет прав на увеличение размера заработной платы работника, а плановое финансирование государственных учреждений с жесткими лимитами расходов и нормативами затрат, а также длительность процедур внесения изменений в план финансирования практически полностью исключает применение экономических механизмов стимулирования за выполненный объем и качество образовательных услуг.

4. Реорганизация государственных учреждений образования в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения позволит повысить качество услуг в системе образования, улучшить эффективность освоения ресурсов отрасли и отзывчивость отрасли на потребность населения в образовательных услугах, так как право оперативного управления не обеспечивает в полной мере эффективного управления организациями образования и не позволяет внедрять не только новые методы финансирования, но и применять меры экономического стимулирования.

Таким образом, с учетом изложенных факторов и обстоятельств можно с уверенностью сказать, что способом повышения самостоятельности государственных субъектов образования является их реорганизация в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения.